Литература

Искусственные покрытия



Основанием служил слой песка в 10-20 см. Большинство покрытий были с подполосным дренажем. Швы между плитами не имели стыковых соединений. Покрытия строили вручную.

Такие покрытия выдержали довольно длительную эксплуатацию, их несущая способность была достаточной для самолетов того времени.

Однако на некоторых аэродромах в зонах пучения подстилающих грунтов имелись разрушения бетонных плит в местах подполосного дренажа из-за повышенной влажности грунтов. Иногда в зонах прохождения элементов подполосного дренажа наблюдались просадки покрытия из-за вымывания песчаного основания в дренажную сеть. На ряде аэродромов бетонные покрытия имели повреждения, обусловленные низким качеством бетона, главным образом его недостаточной морозостойкостью.

Впервые послевоенные годы наметился скачок в развитии авиационной техники. Появились более тяжелые самолеты, обладающие относительно высокими посадочными и взлетными скоростями. Уже в начальный период эксплуатации самолетов Ил-12 и Ил-14 выяснилось, что они в период весенней распутицы повреждают бетонные покрытия толщиной 12 см. Появление самолетов типа Ту-104 потребовало коренной реконструкции аэродромных покрытий как в отношении их несущей способности, так и размеров в плане.

Учитывая, что бетонные покрытия из шестигранных плит зарекомендовали себя с положительной стороны, было решено обеспечить необходимую для новых самолетов несущую способность покрытий, увеличив толщину плит.

Однако довольно скоро опыт эксплуатации самолетов типа Ту-104 показал, что шестигранные плиты с размерами сторон 1,25-1,5 м под влиянием тяжелых самолетных многократно повторяющихся нагрузок теряют устойчивость и быстро разрушаются. Одновременно возник вопрос и о невозможности эффективной механизации строительства покрытий из шестигранных плит.

Назад